Пресса о нас

мар 09

Жизнь в режиме online

Сеть перестает быть только источником информации, превращаясь в систему интернет-сервисов

Самым первым интернет-сервисом, реализованным в Рунете, стала розничная online-торговля. Пользователи уже оценили преимущества интернет-магазинов — невысокие цены, удобная система выбора товара, множество вариантов оплаты заказов, постепенно решаемая проблема доставки. В результате рост оборота розничной интернет-торговли за прошедший год составил, по разным оценкам, от 30% до 40%. Чаще всего в России через интернет-магазины покупают книги, одежду и обувь, бытовую и компьютерную технику, мобильные телефоны, заказывают туры, билеты, бронируют места в отелях.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, российский рынок online-торговли пока занимает чуть более 1% в общем объеме розничной торговли. Аналогичные показатели для развитых европейских стран выше, в среднем, в 15-30 раз. «Перспективы здесь, безусловно, очень существенные, - пояснил Максим Клягин. - Негативное влияние кризиса здесь было минимальным. По оценке специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем розничной интернет-торговли в целом (сегмент B2C), несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, вырос по итогам 2009 года на 40% (оборот розничной торговли в РФ в целом сократился на 5,5%) и составил около 155 млрд руб. По нашим предварительным оценкам, в 2010 году темпы роста сохранились на весьма высоких уровнях и составили не менее 35-40%. Мы полагаем, что в перспективе Интернет как канал розничных продаж и как эффективный инструмент маркетинга и рекламы будет играть все более значительную роль для рынка FMCG и сегмента платных услуг в целом. Что касается неблагоприятных факторов, которые сдерживают развитие online-сервисов, то среди них можно выделить дефицит необходимой инфраструктуры – отставание индустрии логистических услуг, относительно невысокий уровень развития электронных платежных систем, ограниченное обращение банковских карт и т.д.».

По прогнозу Datainsight, к 2015 году объем российского рынка online-торговли возрастет в 2,5 раза и достигнет 50 млрд руб. в месяц. Примерный годовой оборот интернет-торговли в России к 2015 году специалисты Datainsight оценивают в 590 млрд рублей.

Самые востребованные сервисы

Список интернет-сервисов, доступных сегодня россиянам, не ограничивается online-магазинами. Самыми востребованными среди интернет-сервисов считаются социальные сети. По данным ВЦИОМ, социальные сети сегодня посещает каждый второй пользователь Интернета (52%), самая популярная социальная сеть – «Вконтакте» (31% пользователей посещают ее ежедневно), второе место посетители Рунета отдали «Одноклассникам» (21%). По прогнозу компании J’son & Partners Consulting, к 2015 году активная аудитория соцсетей в России достигнет 76 млн, тогда же объем рынка игр и платных сервисов в социальных сетях Рунета составит $1,5 млрд.

Весьма популярными оказались сегодня услуги по продаже через Интернет авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов на развлекательные мероприятия. Эксперты J`son & Partners Consulting приводят в качестве примера продажи билетов через терминалы QIWI: в 2009 году оборот от продажи билетов составил примерно 400 млн руб., а за 10 месяцев 2010 года – около 1,5 млрд рублей.

Привыкают россияне и к услугам интернет-банкинга. Согласно исследованию компании Profi Online Research, для 26% опрошенных пользователей банковских услуг наличие интернет-банкинга является важным фактором, а наиболее заинтересованы в получении этой услуги клиенты в возрасте 31-45 лет.

Покупка квартиры через интернет-сервисы пока весьма затруднительна, однако пользователи все чаще обращаются в Интернет за информацией, связанной с покупкой и продажей недвижимости. По данным ресурса «RUметрика», в сентябре прошлого года суточная аудитория сектора недвижимости в Рунете составила 826 тыс. пользователей.

Суточная аудитория медицинского сектора оценивается в 1,4 млн пользователей, интерес к online-консультациям врачей у пользователей за год вырос вдвое. Пользователи Рунета играют в online-игры, по оценкам экспертов, этим сервисом пользуются около 3 млн россиян. Кроме того, жителям России интересны такие интернет-сервисы, как online-оплата услуг, географические карты, сайты госуслуг (большой популярностью в прошлом году пользовалась услуга «Узнай свою задолженность»), образовательные и справочные сервисы...

Многие компании рассматривают интернет-сервисы как элемент программы повышения лояльности своих клиентов. К примеру, компания «МегаФон» предлагает своим абонентам целый ряд интернет-сервисов: «Сервис-Гид» позволяет дистанционно управлять тарифными опциями, а через online-магазин «МегаФона» можно приобрести мобильное оборудование компании или подключить удобный телефонный номер, при этом можно воспользоваться бонусной программой и системой скидок. Абоненты «МегаФона» также активно используют программу для вызовов через Интернет «МультиФон». Сейчас компания работает над развитием интернет-сервиса, который позволит абонентам оплачивать коммунальные услуги с мобильного телефона.

О бизнесе в сетевом пространстве

Бесплатность интернет-сервисов не является свидетельством убыточности компании-продавца сервиса

Александр Сергиенко

Александр СЕРГИЕНКО, генеральный директор интернет-компании «АИСТ»:

- В сложившейся ситуации на рынке интернет-доступа можно выделить несколько ролей компаний, ведущих бизнес в сетевом пространстве. Помимо провайдеров, основной задачей которых пока остается предоставление доступа к Сети и поддержание его в работоспособном состоянии, чем собственно и занимается Интернет-компания «АИСТ», существуют компании, занимающиеся интернет-торговлей, интернет-развлечениями, доступом к биржам через Интернет, а также социальные сети («Вконтакте», FaceBook и пр.). Поэтому для каждой роли, которую та или иная компания видит для себя в Сети, участники рынка (продавцы услуг) развивают соответствующие сервисы. По-видимому, в такой интерпретации справедливо будет говорить о том, что существуют основные сервисы, например, для компании «АИСТ» – это предоставление безлимитных тарифных планов своим клиентам, и дополнительные сервисы, которые, как правило, дополняют и улучшают основные, повышают удобство их использования... Каждая компания-продавец, работающая в Сети, строит свою бизнес-модель, состоящую из основных и дополнительных сервисов. Экономическая целесообразность, как правило, для покупателей остается неясной. Иначе говоря, платность или бесплатность тех или иных сервисов (на что в первую очередь реагируем мы, пользователи Сети, как потребители этих сервисов) не является прямым свидетельством убыточности или прибыльности компании-продавца сервиса, поскольку является частью ее бизнес-модели. Так что говорить о том, что те или иные компании развивают сервисы бесплатно в расчете на непонятный срок окупаемости – не совсем правильно. Законы экономики действуют везде, где есть рынок. Эти законы заставляют компании конкурировать в борьбе за покупателя, и от этого выигрывают все: и покупатель, которому будут поставляться услуги более высокого качества, и продавец, победивший в борьбе за покупателя, а значит, получивший очередной шанс на продолжение успешного развития и роста.