Генеральный директор Интернет-компании «АИСТ» и председатель совета Клуба директоров Самарской области Александр Витальевич Сергиенко – бизнесмен с насыщенным опытом работы и глубоким знанием рынка интернет-технологий. Мы поговорили с ним о специфике тольяттинского бизнес-сообщества, проблеме лидерства, преимуществах командной работы и новой цифровой революции.
— Александр Витальевич, сегодня в Самарской области, да и в Тольятти, достаточно много различных общественных организаций и объединений в сфере предпринимательства. В чем принципиальное отличие Клуба директоров?
— Клуб директоров Самарской области (КД СО) ориентирован в большей степени на практическую работу по формированию, систематизации и распространению лучшего управленческого опыта. Мы стремимся развивать потенциал действующих руководителей, создавать условия роста их квалификации и профессионализма. Это, в свою очередь, способствует успеху их бизнеса, а значит и повышению конкурентоспособности экономики Самарской области в целом. Поэтому в клубе состоят, прежде всего, те люди, которые активно занимаются своим развитием и самообразованием. Которые готовы делиться полученными знаниями с другими участниками бизнес-сообщества региона.
— Какие форматы работы вы используете?
— Форматы различные: в клубе работает на постоянной основе Совет клуба, встречаемся с коллегами ежемесячно, ежегодно проводится обязательно годовое собрание клуба и осенью - ярмарка идей и презентаций участников. В клубе постоянно работает исполнительная дирекция и целая сеть комитетов клуба, по различным направлениям: персонал, IT, Smart City, инновации и т.д. Как показала наша практика, одним из самых интересных и продуктивных является формат выездных заседаний клуба. Члены клуба приезжают на различные предприятия, и участвуют в обсуждении управленческих, коммерческих и производственных практик, презентации по которым делает приглашающая сторона. В процессе обсуждения все участники получают опыт решения задач в сложных ситуациях. Каждое такое мероприятие – это еще активный networking: установление новых знакомств, деловых связей. Идет живое общение между предпринимателями, топ-менеджерами, специалистами. Это, пожалуй, самое ценное. Клуб создает систему полноценного обмена знаниями. Это позволяет всем участникам постоянно двигаться вперед. Подобные выездные встречи Клуб директоров проводит регулярно, нас принимали и в ПАО «КуйбышевАзот», и на «Куйбышевской железной дороге», в АО «РКЦ «ПРОГРЕСС», «Электрощит – Самара», делали обзор управленческих практик в АИСТ. В конце октября прошло очередное, очень интересное, выездное заседание на заводе «ТАРКЕТТ» в Отрадном. Мы были приятно удивлены, увидев в небольшом провинциальном городе производство и менеджмент европейского уровня. Это очень здорово, что у нас в Самарской области есть такие предприятия.
— Как сейчас развивается тольяттинская площадка Клуба директоров?
— Хотелось бы активней. К сожалению, на сегодняшний день Тольятти не очень широко представлен в составе Клуба. Поэтому одна из наших текущих задач – добиться прогресса в этом направлении. Сейчас мы стараемся максимально задействовать городские предприятия Тольятти и площадки в мероприятиях клуба. Например, проводили в ДКиТ Тольятти годовое собрание клуба в 2016 году, организовывали посещение «Жигулевской долины» и новых производств АВТОВАЗа, проводили выездные заседания и большую «Осеннюю ярмарку» на «КуйбышевАзоте». Но, надо признать, мы пока не получаем отклика той амплитуды, на которую рассчитывали. Впрочем, время покажет. Я уверен, что постепенно Тольятти будет представлен в клубе большим количеством людей из бизнеса и науки, теми, кто хочет быть успешным и развивать свою карьеру, участвовать в новых интересных проектах, нацеленных на благо всего региона.
— В чем, на ваш взгляд, причина низкой активности тольяттинского бизнес-сообщества? Это отсутствие некоего неформального лидера или выстроенных механизмов работы?
— Я бы сказал, что это совокупность причин – социально-экономических, исторических, культурных. Ведь сам по себе Тольятти – очень динамичный, энергичный город. Но это город индивидуалистов, где каждый сам за себя. Самара же, город купеческий, город, где надо договариваться, выстраивать коммуникации и т.д., у него более длительная история.
Еще одна причина – АвтоВАЗ и другие мега-заводы Тольятти. Город и его бизнес-сообщество десятилетиями находился «за спиной» градообразующих компаний. Заводские руководители были вхожи во многие московские кабинеты, куда иногда «путь заказан» был областным начальникам. Естественно, Тольятти считал себя большим, независимым и важным. Но ситуация изменилась, и патернализм ушел. У мега-заводов произошла резкая фокусировка на бизнес-задачах, социалка была передана городу, соответственно у менеджмента мега-компаний резко снизилось рациональное влияние и интерес в нем на городское бизнес-сообщество, которое, в свою очередь, оказалось к этому не готово. Роль лидеров, капитанов города, ранее совмещавшаяся с капитанскими позициями в мега-компаниях, оказалась вакантной. Собственно, в результате и модель отношений бизнес-власть, также претерпела изменения, и уже никогда не станет прежней.
Сегодняшние реалии таковы, что между собой надо договариваться и не ждать каких то мега-проектов, либо чьих то указаний, договариваться и в бизнес-среде и с властями. Тема для таких договоренностей может быть, по моему мнению, разделена как минимум на два больших сегмента: федеральные законы и федеральный уровень и местный (региональный/городской) уровень. При том, что контактные группы нашего бизнес-сообщества для каждого сегмента несколько разные: федеральный уровень – депутаты гос.думы, региональный парламент, могущий выдвигать инициативы от региона на федеральный уровень, представители федеральной власти в регионе, и местный уровень – местная власть. В итоге, рабочая повестка лидерства – это представительство и выражение интересов конкретный групп интересов, в итоге размер/формат конечно не такой глобальный как раньше, но более интенсивный за счет роста количества участников процесса.
— Так проблема лидерства, тем не менее, все же существует?
— Есть такое понятие в бизнес-системах, как уровень зрелости. Если система не созрела до определенного уровня, то она просто не может дать ожидаемого результата. Это же относится и к Тольятти. В существующих условиях глобальный лидер не появится. По крайней мере, тот лидер, которого мы ждем, который будет выразителем интересов всего бизнес-сообщества. Ну и нужен ли он?
Как и в любой системе, в бизнес-социуме есть катализаторы, ускоряющие процессы его развития и повышения уровня зрелости. Клуб директоров, и другие подобные сообщества, как раз и выступают таким катализатором. Ведь мы работаем именно для того, чтобы консолидировать сообщество, повысить уровень доверия и эффективности. Чтобы показать, что вместе мы можем добиться гораздо больших результатов, чем поодиночке.
— В 2016 году компания «АИСТ» вошла в состав ПАО «Ростелеком». Можно говорить о том, что на тольяттинском рынке телекоммуникаций завершилась целая эпоха?
— Да, за 20 лет АИСТ прожил очень насыщенную жизнь. И прожил ее очень ярко. Благодаря АИСТу в свое время была ликвидирована проблема дефицита телефонной связи в Тольятти. С каждым нашим новым проектом город получал все самое современное, что есть в мире информационных технологий. АИСТ всегда был в числе первопроходцев. Многие стандарты сервиса, которые сегодня стали насколько привычными для клиентов, были либо придуманы нами, либо внедрены в числе первых.
Мы создали действительно сильный бренд, который был хорошо известен за пределами регионального рынка, который уважали и признавали, как сильного конкурента. Но время идет, и у каждого проекта есть свой жизненный цикл. Рано или поздно приходит время перейти на новый этап, трансформироваться. Для АИСТ таким этапом стало вхождение в группу «Ростелеком», федерального национального оператора. Мы рассчитываем, что Тольятти будет и дальше получать новинки на самом современном уровне.
— Как вы в целом оцениваете происходящие процессы по поглощению региональных компаний?
— Слияние и поглощение – один из путей развития рынка. Подобные процессы происходят во всех сферах. Хорошо это или плохо – вопрос, о котором спорят и ученые, и практики. Олигополия имеет свои преимущества в виде неценной конкуренции, эффекта масштаба и т.д. Но с другой стороны она стремится к стабильности, системности, а это не всегда идет на пользу клиенту. Думаю, что в конечном итоге все зависит от целей и методов работы компаний, которые остаются на рынке.
— Какие изменения ждут компанию «АИСТ» в ближайшей перспективе?
— «Ростелеком» - глобальный оператор. Он не хуже и не лучше, он просто другой. Естественно, что в новой реальности АИСТ обречен на определенные трансформации. Но, выскажу осторожную веру в то, что качество и сервис останутся неизменным.
Все остальное будет меняться, потому что меняется рынок, меняются технологии. Мы сейчас стоим на пороге глобальной цифровой революции – виртуализации жизни. Она принесет кардинальные изменения в нашу жизнь, жизнь наших детей, внуков. Что-то из того, что мы сегодня считаем большим достижением, быстро забудется, но что-то останется в памяти, например - проект АИСТ, который позволил городу сделать шаг в будущее.
— С учетом новых экономических условий, новых вызовов и технологий, какова сегодня роль бизнесмена в обществе?
— В глубоком философском смысле она осталась неизменной. Бизнесмен – в первую очередь, новатор, созидатель, первопроходец. Вместе с тем, сейчас изменился инновационный горизонт. Раньше, до прихода эпохи интернета, человек был ограничен сферой деятельности: кто-то работал в сельском хозяйстве, кто-то в медицине, кто-то в авиастроении. Сейчас благодаря новым технологиям и виртуальному миру, формируется цифровая экономика, которая как гигантская матрица накладывается на весь ранее существовавший функционал. Это на порядок увеличивает возможности бизнесмена, который работает в той или иной отрасли, добавляя к каждой профессии еще и новые цифровые возможности. Такие добавки в каждом случае будут разными по амплитуде, но уже сейчас стало известно, что в некоторых случаях они будут максимальными, замещающими в той или иной профессии человека. Все читали, что проекты по искусственному интеллекту сделают некоторые профессии человека ненужными: юристов заменит специальные программы искусственного интеллекта (ИИ), водителей – специализированные роботы на основе ИИ и т.д.
Неудивительно, что сегодня самыми популярными словами становятся «стартап», «инновации», «акселератор». На создании новых проектов уже выстроен целый бизнес. Если раньше в списке Fortune были компании, чья история насчитывала десятки лет, то сегодня верхние строчки могут занимать стартапы, которые появились всего 2-3 года назад. Скорость успешности такова, что достаточно написать правильное приложение для мобильного гаджета, чтобы заработать миллиарды.
Чудес не бывает, и у этих изменений есть своя обратная сторона – приходится «бежать» быстрее и быстрее. Все время двигаться вперед, развиваться, преодолевая себя. Нужны новые знаний, новые методы управления, новые формы общения. Только тогда есть шанс остаться «на волне», не проиграть в этой гонке технологий меняющих нашу жизнь и мир.
Источник: журнал «Премьер Эксперт».