Отрасль связи стала «рынком покупателей», где операторы борются за каждого абонента.
Аналитики, изучающие отечественный рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД), единодушны: фантастические цифры роста позади. «Сливки» сняты, наступила фаза насыщения и стабильности.
Что необходимо сегодня телеком-оператору для успешной работы и сохранения рыночных позиций? Похоже, что в интернет-компании «АИСТ» знают ответ на эти вопросы.
Суровые реалии
О том, каково сегодня приходится провайдерам на рынке Тольятти, свидетельствуют цифры исследований. Вот всего три факта. Первый: Поволжский федеральный округ имеет один из самых высоких показателей проникновения услуги ШПД в России – около 48% домохозяйств. Второй: перенасыщение рынка ШПД особенно заметно в городах с населением более 700 тысяч человек. Третий: самый низкий APRPU (средняя выручка на одного пользователя) зафиксирован именно в Поволжском федеральном округе.
Таким образом, наш город для операторов связи в некотором смысле – «зона риска». Конкуренция зашкаливает, территория освоена, абоненты не готовы платить больше. Все прелести зрелого рынка налицо.
В компании «АИСТ» считают, что эта ситуация – хороший повод для внедрения новых подходов и новых сервисов.
В ногу со временем
Развитие новых технологий порождает новые запросы клиентов. Какие-то два-три года подчас серьезно меняют картину пользовательских предпочтений. Например, сегодня большое количество тольяттинцев является обладателями смартфонов, планшетов и прочих мобильных гаджетов. Это родило новую потребность: домашний беспроводной доступ на базе качественного широкополосного доступа. То есть провод заходит в квартиру, а далее передачу данных помимо стандартной сети LAN обеспечивает еще и Wi-Fi-роутер.
«АИСТ» одним из первых провайдеров вывел на рынок линейку тарифных планов, в рамках которых абоненту предоставляется Wi-Fi-роутер. Работа ведется «под ключ»: сделал заказ – привезли, настроили. Не забывай лишь платить абонентскую плату.
Еще одна тенденция – растущий интерес клиентов к IP-телевидению. В этом направлении «АИСТ» тоже работает не первый год. Помимо возможности смотреть IP TV на компьютере, провайдер предлагает несколько тарифов с предоставлением абоненту IP TV-приставки. Компания с партнерами постоянно увеличивает количество каналов, входящих в пакет вещания.
«АИСТ» первым в регионе заключил партнерский договор с «НТВ-ПЛЮС»: в его рамках клиенты АИСТ могут подключиться через сеть ШПД к IP-вещанию «НТВ-ПЛЮС» и получить доступ ко всем пакетам телеканалов без установки спутниковой тарелки. Это значительно экономит деньги, да и просто удобно.
Представители «АИСТа» не скрывают: за развитием высокотехнологичных направлений стоит не только желание удовлетворить потребности клиентов, но и здравый расчет. Генеральный директор компании Александр Сергиенко поясняет: «Низкий ARPU – это угроза темпам развития сетей и услуг. Если у операторов не будет средств для инвестирования в разработку новинок, проиграют все. Мы прогнозируем рост спроса на высокотехнологичные услуги, средний чек которых выше того ARPU, который сложился на сегодня в нашем федеральном округе».
Лицом к бизнесу
Еще одно направление, без которого сегодня не выжить, – умение работать с корпоративными клиентами. На этом поле «АИСТ» ведет индивидуальную работу: предлагает технические и финансовые условия, максимально настроенные на волну конкретного заказчика.
Подход доказал свою результативность. В числе клиентов провайдера – крупные торгово-офисные центры и компании-застройщики. Правительство Самарской губернии доверило оператору выполнение работ по информатизации нового ледового дворца «Лада-Арена», а мэрия Тольятти – модернизацию ее сети.
К вашим услугам!
Еще один рецепт эффективной работы на высококонкурентном рынке телекоммуникаций заключается во внедрении дополнительных сервисов. И в этой сфере «АИСТ» не новичок. С первых лет работы компания делала ставку на клиентоориентированность.
Более 10 лет назад «АИСТ» запустил первую в регионе круглосуточную техподдержку интернет-пользователей. В настоящее время к этому добавились сервисы смс-информирования, обратный звонок, дистанционная оплата услуг, интернет-магазин программного обеспечения и многое другое. «Когда мы начинали, было немало скептических отзывов – дескать, все это лишнее, давайте скорости, давайте технологии, – вспоминают в компании. – Теперь, когда и технологии, и скорости перестали для клиента быть самыми вескими аргументами при выборе провайдера, наши инвестиции в клиентоориентированность приносят свои плоды. Многие абоненты остаются лояльны компании именно потому, что к хорошему быстро привыкаешь».
Чтобы сохранить уровень сервиса и оперативно реагировать на все недовольства и предложения клиентов, «АИСТ» несколько лет назад начал напрямую общаться с абонентами в соцетях. Полный перечень соцсетей отражен на сайте компании www.100megabit.ru.
Кому выгодно?
Сфера ШПД-услуг давно стала рынком покупателей, где операторы борются за каждого абонента. Конкуренция в отрасли позволяет ей привлекать самые передовые технологии и делает ее одним из самых клиентоориентированных сегментов реального сектора экономики. И пожалуй, самым технологичным, если судить по уровню проникновения, охвату территорий и рядовых потребителей.
Таким образом, зрелый рынок очень выгоден для пользователей услуг связи. А для интернет-провайдеров это серьезная проверка на прочность, на способность выдерживать стайерские дистанции, когда маржа по услугам невысока, а требования клиентов растут.
В 2014 году интернет-компания «АИСТ» отметит 18 лет со дня основания. Провайдер бурно развивался и взрослел вместе с рынком, поэтому свое «совершеннолетие» он встречает со спокойной уверенностью. Ведь все еще впереди.
Деловая газета «Понедельник», 15(565) от 28.04.2014 г.