Семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации (International Organization for Standardization или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем менеджемента качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (Total Quality Management).
Философия ISO 9000 основывается на экономически эффективном применении «правила доверия», позволяющего рационально использовать ресурсы не только отдельного предприятия, но и экономики в целом. Сертификация показывает другим субъектам рынка(компаниям, клиентам, государственным органам), что система менеджемента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует.
Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов, например в России — ГОСТ Р ИСО9000. В то же время сертификация по ISO 9000 не является обязательным требованием к производителям. Даже в промышленно развитых странах сертификация по ISO 9000 обязательна (по закону) только для поставщиков в военной и аэрокосмической отраслях, а также в некоторых отраслях, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни людей. Однако, наличие сертификата ISO 9000, тем не менее зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру.
Сертификация Системы Качества организации на соответствие ISO 9000 не означает сертификацию продукта, выпускаемого этой организацией… Следует помнить , что сертификация на соответствие стандарту серии ISO 9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен выпускать продукт с тем качеством которое поставщик предварительно обещает потребителю.